MIDI - пережитки прошлого или перспектива на будущее?
/статья первая/
Что же такое MIDI? MIDI - это Musical Instrument Digital Interface - цифровой интерфейс музыкальных инструментов. Разработан в 1982 г. группой ведущих производителей электронных инструментов для унификации методов управления ими и объединения нескольких инструментов в единую систему. Под MIDI понимается как способ соединения инструментов - кабели, разъемы, способ передачи сигналов - так и набор команд-сообщений, передаваемых между инструментами. Большинство сообщений передается в реальном времени и отражает воздействия исполнителя на клавиатуру, педали, регуляторы и прочие органы управления инструментом. Прочие сообщения служат для установки общих режимов работы инструмента, переноса параметров звука, оцифровок, партитур и т.п. В настоящее время MIDI является обязательным интерфейсом любого электронного инструмента и стандартным интерфейсом в музыкальных студиях.
С его помощью соединяются не только музыкальные инструменты, но и средства записи, воспроизведения и обработки звука, вспомогательная аппаратура. Синтезаторы звуковых карт также управляются по MIDI - аппаратно или с помощью программного драйвера-интерпретатора. Важно понимать, что сам интерфейс MIDI никак не связан со звучанием синтезатора - он позволяет только универсальным способом управлять его работой, а параметры звучания определяются конструкцией самого синтезатора.
На сегодняшний день в мире существует много разновидностей МИДИ. Но наибольшее распространение из них получили такие:
GM (General MIDI - единый MIDI) - стандарт на набор тембров ("инструментов") в музыкальных синтезаторах. Синтезатор в стандарте GM обязан иметь 128 мелодических инструментов (которыми можно играть ноты разной высоты) в каналах 1..9 и 11..16, и 46 ударных инструментов в канале 10 (своя нота для каждого инструмента). Мелодический набор состоит из 16 групп инструментов (пианино, органы, гитары, струнные, духовые, ударные и т.п.) по 8 в каждой группе. За всеми инструментами закреплены номера (например, Melodic 0 - Acoustic Grand Piano, Melodic 66 - Alto Sax, Percussion 35 - Acoustic Bass, Percussion 50 - High Tom), так что партитура, подготовленная в GM, будет похоже звучать на разных GM-инструментах. К сожалению, похожесть распространяется только на "классические" тембры - большинство синтетических (Pad/FX) и многие ударные сильно отличаются по скорости нарастания/затухания, громкости, окраске и т.п.
GS (General Synth - единый синтез) - стандарт на набор тембров фирмы Roland. Включает вместе с General MIDI дополнительные наборы мелодических и ударных инструментов, различные эффекты (скрип двери, звук мотора, крики и т.п.), а также дополнительные способы управления инструментами через MIDI-контроллеры. Многие звуковые карты поддерживают GM по умолчанию, а GS - в порядке расширения.
XG (Extended General - единый расширенный) - новый стандарт фирмы Yamaha, включающий несколько сотен мелодических и ударных инструментов, применяемых в профессиональной музыке. Содержит значительно более развитые средства управления синтезом, чем GM и GS. В частности, стандарт обязывает
синтезатор иметь по одному резонансному фильтру на канал и три независимых вида эффект-обработки, и обеспечивает управление в реальном времени атакой/затуханием звуков, портаменто, параметрами резонансных фильтров, раздельную настройку ударных звуков, а также подключение множества звуковых эффектов. Любой MIDI-канал может быть независимо от
других установлен в режим мелодических или ударных инструментов. Использование стандарта XG позволяет создавать переносимые MIDI-файлы со звучанием, приближенным к профессиональному. В XG используется три типа эффект-обработки: reverb, chorus и variation. Последний представляет собой набор специальных эффектов, включающий несколько видов reverb и chorus, а также echo, delay, flanger, phaser, rotary speaker, wah-wah, distortion, overdrive, equalizer и пр. Параметры каждого типа обработки устанавливаются независимо; в простых XG-синтезаторах из набора variation в каждый момент времени может действовать только один вид эффекта, в более сложных моделях - два и более. Глубина каждого из эффектов регулируется независимо для каждого канала; эффект variation может применяться к одному
или всем каналам одновременно.
Следует отметить, что не каждая звуковая карта для компьютера (даже самая "навороченная") способна качественно воспроизводить MIDI. Но не стоит отчаиваться! Как правило, наиболее приемлемым выходом из данной ситуации является установка программного драйвера, который эмулирует присутствие того или иного внешнего синтезатора. При этом обычные простые караоке файлы будут звучать довольно профессионально. Лучшие из программных синтезаторов лежат на сайте http://www.midi.ru/. Качайте и наслаждайтесь!
В следующей статье - о MPU-401 и внешних синтезаторах для компьютера.
Продолжение следует!
(С) Лывада Максим 2004 (programmist@mail.zp.ua)
При подготовке статьи использовалась статья Евгения Музыченко "Frequently Asked Questions (Часто Задаваемые Вопросы) по звуковым платам для IBM PC"
Статья прислана: 10.8.2004
[Переход к списку статей]
|